Самая успешная группа 70-х, шведский квартет АВВА целое десятилетие безраздельно главенствовал на поп-сцене, ежегодно снабжая меломанов всего мира великолепными, отлично спродюсированными песнями, которые до сих пор поражают красотой мелодий и богатством гармоний. Первые наметки будущего триумфального поп-проекта относятся к 1966 году. Наигравшись в популярной шведской группе Hep Stars, клавишник и вокалист Бенни Андерсон (Benny Andersson; родился в Стокгольме 16 декабря 1946 года) начал искать другое применение своим талантам. В каком направлении двигаться дальше, он понял, познакомившись с гитаристом-вокалистом Бйорном Ульвеусом (Bjorn Ulvaeus; родился 25 апреля 1945 года в Швеции), тогдашним лидером фольк-рок-группы Hootenanny Singers. Бйорн на пару с Бенни занялся сочинением новых песен. А параллельно участвовал в студийных записях Hootenanny Singers, с которыми не спешил окончательно расставаться. Совместная студийная работа дуэта "Lycka" вышла в 1970 году. Коммерческий эффект альбома был минимальным, так что на хлеб они зарабатывали как сессионные музыканты и продюсеры в рекординговой компании Polar Music/Union Songs. Возглавлял ее Стив Андерсон (Stig Anderson), весьма плодовитый композитор, писавший для многих артистов в 50-60-е годы. Он опекал музыкантов в их первых студийных опытах, он же впоследствии сыграл важную роль в судьбе АВВА. Личная жизнь Бйорн Ульвеус и Бенни Андерсон как будто подыгрывала их профессиональным интересам. Оба они начали встречаться с молодыми певицами, причем очень талантливыми, и строить планы относительно возможных совместных проектов. Вокалистка Агнета Фальтског (Agnetha Faltskog; родилась в Швеции 5 апреля 1950 года), подружка Ульвеуса, незадолго до знакомства с ним прославилась как исполнительница шведского хита номер один "I Was So in Love". Анни-Фрид «Фрида» Синни-Лингстад (Anni-Frid "Frida" Synni-Lyngstad; родилась в Норвегии 15 ноября 1945 года), новая пассия Андерсона, успела попробовать себя в качестве джазовой солистки и выиграть национальный песенный конкурс. Поначалу все четверо двигались в шоу-бизнесе параллельными курсами, но со временем все больше увлекались идеей записать что-то всем вместе. В 1971 году Агнета Фальтског получила роль Марии Магдалины в мюзикле Эндрю Ллойд Уэббера "Иисус Христос суперзвезда". Композиция "Don't Know How to Love Him" в ее исполнении стала популярным хитом в Швеции. В том же 71-м Ульвеус и Фальтског официально оформили свои отношения и стали мужем и женой. Спустя год четверо вокалистов уже обзавелись первым международным хитом. Им стала песня "People Need Love", написанная и записанная дуэтом Андерсон-Ульвеус с бэк-вокалом Фальтског и Лингстад. Благодаря этой композиции на них обратили внимание организаторы отборочного тура песенного конкурса "Евровидение'73". Под громоздким названием Bjorn & Benny, Agnetha & Anni-Frid они представили на конкурсный отбор песню "Ring Ring", которая очень понравилась слушателям, но особо не вдохновила жюри, присудившему группе только третье место. Стиг Андерсон предложил музыкантам сократить свое длинное название, оставив только первые буквы их имен. Так что поп-группа АВВА официально появилась на свет в 1974 году, чтобы сразу же отметить это событие триумфальным выступлением на "Евровидении" 1974 года с песней "Waterloo". Это была первая победа представителей Швеции на европейском конкурсе. И первый сингл АВВА, наделавший так много шума на мировой поп-сцене. Сначала он возглавил хит-парад Великобритании, а затем эхо успеха докатилось и до Соединенных Штатов, где песня никому неизвестных шведов поднялась на 6 строку рейтинга поп-синглов. Трек "Waterloo" знаменовал начало многолетнего шествия хитов АВВА по вершинам международных чартов. Понадобилось несколько лет, чтобы и их альбомы начали делать погоду на крупнейших музыкальных рынках. Первые полноформатные пластинки группы, "Ring Ring" (1973), "Waterloo" (1974) и "AВВА" (1975), неплохо принятые в Европе, Америку оставили равнодушной. АВВА сделали себе имя в первую очередь как авторы великолепных, обаятельных композиций, которые приобрели гораздо большую популярность у публики, чем долгоиграющие пластинки. Хит-сингл 1975 года "S.O.S." (Тор 20 США и Тор 10 Великобритании) начал наступление и на неанглоязычные страны - Испанию, Германию и страны Бенилюкс, где успех АВВА был просто беспрецедентным. Обрушив на ошеломленную публику еще вереницу хитов, среди которых - "Mamma Mia", "Fernando", "Dancing Queen" (все три лидировали в английском чарте, а последний трек стал единственным американским #1 группы), АВВА уже в 1976 году готовы были представить коллекцию лучших песен "Greatest Hits". Богатство мелодий, чистые и нежные голоса Агнеты Фальтског и Анни-Фрид Лингстад, ведущих вокалисток квартета, сочные аранжировки день за днем упорно делали свое дело. Хиты 1977-78 годов "Knowing Me, Knowing You", "The Name of the Game", "Take а Chance оn Me" доминировали в чартах многих стран мира, уверенно завоевав еще и австралийскую публику. Промовидео на эти композиции, по сегодняшним меркам довольно наивные, во второй половине 70-х смотрелись более чем убедительно. Тем временем артисты снимались в художественном фильме "ABBA - The Movie", который вышел на экраны в 78-м году. Радости закулисной жизни музыкантов переплетались с огорчениями: Андерсон и Лингстад наконец сочетались браком, а спустя несколько месяцев развелись уже их партнеры по группе. Все это не только не снизило работоспособность четверки, но, наоборот, обеспечило их новыми романтичными темами и сюжетами, которые нашли отражение в следующем альбоме "Voulez-Vous" (1979). Промо-сингл "Does Your Mother Know", равно как и сам лонг-плей, добрались до первой американской двадцатки. Жизнь молодоженов не заладилась, и через год они расстались, успев к этому времени записать новую пластинку "Super Trouper" (1980), включавшую прекрасную композицию "Chiquitita". На вершине британского рейтинга синглов красовались треки "The Winner Takes It All" и "Super Trouper" (таким образом, за шесть лет уже девять синглов группы покорили британский чарт). В качестве бывших супругов работать вместе оказалось сложнее, чем будучи просто друзьями и коллегами. Записанный в 1981 году лонг-плей "The Visitors" с яркими и сильными песнями "When All Is Said and Done" и заглавной "The Visitors" оказался последним альбомом полностью нового материала. Публикацией сингла "Under Attack" в декабре 1982 года Бйорн, Бенни, Агнета и Фрида официально поставили точку в такой впечатляющей десятилетней истории АВВА. Без дела они, конечно, не остались. Женщины занялись сольной карьерой, каждая записала по полноформатному альбому. Мужчины, оставшись друзьями, погрузились в работу над мюзиклом "Chess" вместе с продюсером Тимом Райсом (Tim Rice). Но никому из них так и не удалось затмить своими успехами, впрочем, не такими уж громкими, феномен группы АВВА. Это оказалось не по плечу не только им. В Европе и Австралии успех шведской четверки по многим показателям до сих пор остается непревзойденным. Живучесть и актуальность их творчества ежегодно доказывают новые релизы - многочисленные компиляции хитов, неизданные концертные материалы - которые упорно вытесняют из чартов своих более молодых и энергичных конкурентов. К примеру, самым продаваемым альбомом АВВА в Штатах стал сборник хитов "Gold" (1993), изданный уже через десять лет после распада команды. Хотя он сумел подняться только до 63 позиции рейтинга Billboard 200, его американский тираж на сегодняшний день превысил шесть миллионов дисков. Неуемная творческая фантазия авторов АВВА не дает покоя уже нескольким поколениям артистов. Речь идет не только о единичных песнях в новом исполнении. Британский танцевальный дуэт Erasure записал целый альбом кавер-версий "ABBA-esque", в это же время австралийская поп-группа Bjorn Again произвела некоторое волнение у себя на родине как новая инкарнация АВВА. В 1993 году хит "Dancing Queen" пригодился ни много ни мало - самим U2. Песня стала главной фишкой их турне "Zoo TV", с которым ирландцы побывали и в Стокгольме, где к ним на сцене присоединились Андерсон и Ульвеус. В 1995 году фильм "Muriel's Wedding" заставил еще раз вспомнить о квартете: речь в картине шла об одинокой австралийской девушке, для которой единственной отдушиной в жизни становятся песни АВВА. Увлечение молодого поколения фанов музыкой 70-х привело к появлению нескольких вполне успешных тинейджерских поп-проектов, эксплуатировавших имидж и музыку группы. Самые известные среди них - Steps и A-teens. В конце 90-х, в преддверии 25-летней годовщины дебютного альбома "Ring Ring", по Великобритании неожиданно прокатилась волна аббамании. По правде говоря, не совсем неожиданно: уже не один год при непосредственном участии Бйорна Ульвеуса и Бенни Андерсона готовился мюзикл по песням группы "Mamma Mia!". Премьера спектакля состоялась в апреле 1999 года на сцене лондонского Prince Edward Theatre и сопровождалась восторженными рецензиями. Когда через месяц британский канал ITV представил документальный фильм "The AВВА Story", его посмотрели более 10 миллионов англичан - такую аудиторию не собирало у телевизоров ни одно телешоу Великобритании за последние десять лет. Музыкальная постановка "Mamma Mia!", включающая все самые яркие хиты коллектива, оказалась тоже своего рода рекордсменом. Она имела настолько громкий успех, что ее жизнь на сцене продлевалась несколько раз. В конце концов, было принято решено снять мюзикл с репертуара в марте 2004 года, то есть фактически через пять лет после премьеры. Пьеса успела с триумфом пройти и в Лос-Анджелесе, после чего музыкантам предложили снова объединиться, хотя бы для гастрольного турне. Но даже миллиард долларов не соблазнил бы их на такой шаг. "Мы давно уже не те, что были, - прокомментировал ситуацию Бйорн Ульвеус, - нам всем стукнуло по 50. Возвращение на цену было бы большой ошибкой". |