Stratos
Full Member | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Когда говорят о дьяволе, то подразумевают, что его роль состоит лишь в завлекании людей для их же погибели. Но в христианской традиции дьявол выполняет еще одну функцию: он отвечает за наложение на грешников наказаний, к которым их присудил Бог. Ведь в ад человек попадает по Божьему суду и приговору, а кто-то должен этот приговор привести в исполнение. Т.е. дьявол - это еще и некий начальник божественного гулага, т.е. трудится в системе, утвержденной Богом. Я эту мысль прочел в какой-то критической статье, опубликованной еще в шестидесятых, и мне она показалась интересной. Правда, при этом получается, что если служить дьяволу на этом, втором, поприще, то это может считаться аморальным с точки зрения человека, но не с точки зрения "государства", т.е. Бога. Кстати, не похоже, чтобы Воланд явно противопоставлял себя Христу. В конце романа, он, помнится, говорит Мастеру, что за Пилата все уже решили в высших инстанциях (т.е., понимай, что сам Воланд служит в этой же структуре, но в более низких инстанциях). Левия Воланд не любит и презирает, а к Иешуа относится вполне приемлемо. И вообще, у Булгакова Воланд слишком привлекателен для традиционного дьявола. |