mugil_cephalus
Advanced Member | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору
Цитата: Здесь "Мастер и Маргарита. За Христа или против? " диакон Андрей Кураев (еще не читал) | читал, мне понравилась еще интересное чтение - читал переписку булгакова (лежал в больнице с аппендицитом - решил перечитать в энный раз - напротив сосед по палате тоже с аппендицитом и тоже решил читать ММ, только вперый раз - поменялся с ним книгами - у меня был только роман - у него с "нагрузкой" - переписка, особенно интересны 20-ые годы: эпистолы интеллигента в смутное время - напоминает худ. образ доктора живаго пастернака) моя точка зрения, что, как и у всех значительных произведений, в романе безусловно множество тем, но всегда присутствует главная, стержневая тема, на которую "нанизываюится" прочие: религиозная тема не главная - это только отражение религиозных взглядов автора, любовная - тоже, - потому что ей уделено слишком мало "места", сатирическая буффонада сатанинской антитроицы - это лишь инструмент в умелых руках писателя (высмеивание оппортунизма и, как следствие, обскурантизма, творческой интеллегенции и светских нравов советской "элиты", богемы), вспомним роковые яйца и собачье сердце, хотя, конечно, это была "игра с огнем", заигрывание с темной силой, мейнстримом же проходит тема взаимоотношений (sic!) демиурга и его творения, вспомним того же фауста из фаустониады гете, там тоже проскальзывала тема гомункула, да, политическая тема с аллюзией на сталина - тоже второстепенна (писатель и власть), читал письмо (одно или два их кажется было) булгакова сталину, короче говоря, как и фаустониада (продажа души дьяволу в обмен на что-либо), начавшаяся конечно не с гете, а задолго до него, еще в античности, - одна из основных мировых тем в худлитературе, - тема взаимозависимости автора и создания, вспомним гоголя, сжигающего свое творение, - которая тоже дебютировала не у николая васильевича, а так же - в античные времена, как одно из основных фикш направлений, что, - не сколько последствиями со стороны социума отражается на авторе его произведение (как остракизм и обструкция советской цензуры), сколько душевная и духовная диффузия демиурга и его персонажей, которые "оживают" и уже начинают "жить" собственной жизнью, что автор уже не полновластный повелитель над своими творениями, что просто так от них не избавишся - они даже не горят, ни у гоголя, ни у мастера, ни у гете (вспомним написание страданий молодого вертера) |