Идея назвать мурманский аэропорт именем Николая Второго могла прийти в голову только тому, кто никогда в нём не был. Я был. Он очень мне понравился. Маленький, уютный, — попадая в него, попадаешь в Советский Союз 1988 года, что у родившегося в 1985 на автомате вызывает ностальгическое умиление. Тёмный металлический барельеф со знаками зодиака (или солнечной системой, уже забыл), деревянные перила, массивные элементы внешней отделки, старинные окошки касс на первом этаже, захолустное кафе на втором. Два, что ли, выхода на посадку и надписи на английском со смешными детскими ошибками — «lost end found». Всё. Вокруг — белое безмолвие, и на контрасте с каким-нибудь Шереметьевым, где порою кажется, что аэропорт построен как неочевидный бонус к торгово-развлекательному комплексу, а попадание на рейс превращается в неувлекательный квест, в мурманском «бедно, но чисто» ощущаешь себя неожиданно свободно и легко. И ровно поэтому смешно давать этому аэропорту, который больше похож на какой-нибудь автовокзал в Коврове, императорские титулы. И вообще эта история — очередной повод высказаться в том смысле, что русским следовало бы чуть более деликатно вести себя во всём, что касается фигуры последнего Царя. Памятник Николаю и его семье в России нужен. Один. Работы нормального скульптора. В Санкт-Петербурге. В центре. Открытый со всеми государственными почестями, и не Путиным и Кадыровым, а хотя бы человеком уровня Алексея Чалого, будь он во главе государства. Я бы поставил вместо Ленина в Смольном, но это уже детали. А все эти попытки увековечить Императора с помощью полуподпольных памятников в Мытищах работы неизвестных мастеров, которые взрывают через неделю, ужасных биллбордов «Прости нас, Государь», нарисованных в пейнте спивающимися патриотами, и прочих флешмобов, краудфандингов и народного креатива, они лишь наглядно подчёркивают ту дистанцию, которая всё ещё остаётся между современным русским народом и той Старой Россией, которую он согласно своему невеликому пока разумению пытается обсуждать, оценивать или вот увековечивать. Аэропорт Летова в Омске — логично, понятно и естественно. А чтобы правильно распоряжаться имперским наследием в национальном масштабе, не выставляясь при этом на посмешище — нам нужно ещё минимум лет двадцать. |