Spectare
BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору
Цитата: Советские времена остаются самыми противоречивыми в истории, поэтому отдельные события и периоды той эпохи могут иметь вариативные трактовки в учебниках истории. А школьники обязаны изучать события 2000-2012 годов. Так решили вчера ученые Института российской истории РАН, обсуждавшие проект историко-культурного стандарта для школьных учебников. Версия стандарта, предложенная Российским историческим обществом (РИО), предлагает ограничить школьный курс 2000 годом. По итогам круглого стола, посвященного тому, как в школьных учебниках освещать историю XX века, ученые, многие из которых авторы учебников, пришли к "консенсусу по большинству трудных вопросов той эпохи", сообщил "Ъ" заместитель директора Института российской истории Сергей Журавлев. А те события и процессы, консенсуса по которым в научной среде нет, нужно будет, по его словам, "вариативно" преподносить в школьных учебниках. Консенсус сложился в отношении Октябрьской революции 1917 года, которую в советские времена называли "главным событием XX века". Теперь предлагается революцией считать не конкретное событие, а "процесс", пояснил господин Журавлев. Началом революционного процесса участники круглого стола считают "переворот в феврале 1917 года", который пока называется февральской революцией. Точно так же переворотом следует определять и Октябрьскую революцию. Дату этого переворота — 25 октября — предлагается считать днем начала гражданской войны. Ее завершение и есть конец революции как процесса. Сложился консенсус и в отношении сталинских репрессий, прежде всего репрессий 1937-1938 годов. В частности, все согласились, что это не было "спонтанным явлением". Репрессии, по словам Сергея Журавлева, были "правомерны в логике диктатуры пролетариата, которую установили в стране большевики". Установки, которыми в советские времена оправдывались массовые репрессии ("пятая колонна" при угрозе мировой войны), а затем их порицали ("перегибы" НКВД), теперь признаны несостоятельными. Ради сохранения научного подхода историки категорически отказались от характеристик наподобие "эффективный менеджер" или "кровавый палач". О терминах историки вчера тоже поспорили. Одни предлагали отказаться от термина "сталинский социализм". Но тогда придется отказываться и от термина "десталинизация", который неотделим от эпохи хрущевской оттепели. Особым вопросом стала Великая Отечественная война 1941-1945 годов, хотя консенсус по этой теме был достигнут. Близки ученые к консенсусу и в оценке перестройки. Реформы Михаила Горбачева признаны позитивными, но слишком запоздалыми. В целом же, как считает господин Журавлев, "пика своего СССР достиг в 60-е годы" прошлого века. Поэтому начиная с 70-х годов в курсе истории страны, по его словам, должна быть солидная экономическая составляющая. Без этого не будут понятны ни суть перестройки, ни причины развала СССР, ни противоречия реформ Бориса Ельцина. В отношении 90-х годов историки не пришли к общепримиряющей оценке. Но Сергей Журавлев надеется, консенсус в этом вопросе достижим, тем более что обсуждать историко-культурный стандарт будут еще минимум полтора месяца (окончательную версию стандарта РИО должно представить президенту 1 ноября). Если же согласия по этому или по любому иному вопросу не будет, значит, в школьных учебниках истории нужно излагать вариативные трактовки тех или иных исторических личностей, событий, процессов. | Добавлено: Цитата: Александр Чубарьян: Сейчас в регионах проходят совещания, где историки разбирают Историко-культурный стандарт. К слову, одновременно с ним был опубликован и перечень особенно трудных для преподавания тем. Он почти целиком составлен с помощью педагогов. В сентябре на научное заседание по теме "Советская история. Как ее освещать в школьных учебниках" в Москве соберется около 100 ученых и педагогов. Второе подобное обсуждение пройдет в конце сентября в Уфе. Его тема не менее напряженная: присоединение к России различных народов. Особая ее острота возникла после того, как вице-президент татарской Академии наук Рафаэль Хакимов высказался довольно критически в отношении московских оценок истории Татарстана, имея в виду татаро-монгольское иго и присоединение Казани. Впрочем, острые региональные темы не исчерпываются "взятием Казани". К примеру, среди общественных деятелей Северного Кавказа тоже существует своеобразная трактовка присоединения этих территорий к России. Думаю, что мы найдем также формулировки и договоримся с коллегами из регионов, чтобы трактовки событий в федеральном учебнике не расходились с теми, которые будут в местных учебниках. А как это можно сделать корректно и чтобы все остались довольны, например, в отношении татаро-монгольского ига? Александр Чубарьян: Будем думать. Может быть, ограничимся просто фактами. Не исключаю, что в освещении самых трудных, острых тем в учебники могут быть включены альтернативные точки зрения. И это тогда тоже должно быть отражено в концепции. Хотя я против того, чтобы по каждому спорному поводу давать альтернативные мнения ученых - это загромоздит учебное пособие и запутает детей. К слову, сложности будут и с рассказом о присоединении к России бывших союзных республик, ныне независимых стран: в учебниках ряда этих государств этот период описан как колониальный. Сейчас пишут, что у русских князей сложился с монголо-татарскими ханами вполне удобный симбиоз, который принес пользу и тем, и другим, в общем, жизнь наладилась. Об этом будет в учебниках? В советское время писали только о тяготах. Александр Чубарьян: С тем, что не было ига (так считают наши татарские коллеги), я не согласен. Оно на два столетия отодвинуло развитие России. Но в то же время некая адаптация, синтез в восприятии культуры и языка случились. И в советское время было известно, но не популяризировалось по политическим причинам, что Александр Невский служил прямым посредником между русскими князьями и ханской Золотой Ордой. К слову, в мировой истории было множество таких ситуаций. Рюрик пришел на Русь (так же как он пришел, скажем, в Англию) и синтезировался с местным населением. Он назвал новое государство славянским, потому что со скандинавами произошла цивилизационная адаптация. |
| Всего записей: 2002 | Зарегистр. 17-05-2003 | Отправлено: 16:34 06-09-2013 | Исправлено: Spectare, 16:42 06-09-2013 |
|