Перейти из форума на сайт.

НовостиФайловые архивы
ПоискАктивные темыТоп лист
ПравилаКто в on-line?
Вход Забыли пароль? Первый раз на этом сайте? Регистрация
Компьютерный форум Ru.Board » Общие » Музыка и Кино » Вся правда о российском кинообразовании

Модерирует : PrincesskaMarishka, ULer

 Версия для печати • ПодписатьсяДобавить в закладки
На первую страницук этому сообщениюк последнему сообщению

Открыть новую тему     Написать ответ в эту тему

maddiller

Newbie
Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору
[more] Эй, ребята! Меня зовут Алексей, мне 26 лет. Я заканчиваю учиться на режиссёра игрового кино в питерском Университете кино и телевидения. Только что снял свой дипломный фильм. Этот пост посвящён размышлениям о кинообразовании, режиссёрской профессии и российском кино. Разумеется, всё ИМХО. Рекомендовано широкому кругу читателей. Итак, начнём.
 
1) Я люблю кино. Нет, я обожаю кино. Я тащусь от Тарковского и Бергмана (Спилберга, Лукаса - кому что больше нравится). Я видел все фильмы мира и убеждён в том, что созрел для съёмок своего собственного. Как мне стать режиссёром?
 
Есть два пути: через получение профильного образования или самостоятельно. То есть вы можете поступить на режиссёрский, потратить годы на протирание штанов на лекциях, снять за это время несколько учебных короткометражек и в конце концов получить диплом режиссёра-постановщика. Либо вы можете найти единомышленников и постараться абсолютно самостоятельно снимать как можно больше. В итоге вы тоже станете режиссёром. Правда, без диплома. Но на это всем плевать. При этом и там и там есть свои плюсы и минусы.  
 
Когда вы учитесь в университете, вам намного проще найти единомышленников. Одновременно с вами в том же универе учится множество будущих операторов, звукорежиссёров, художников, продюсеров. Это значит, что теоретически вы в короткие сроки можете найти людей на любой студенческий проект. За бесплатно. Ещё в универе, как правило, есть учебная студия, где, опять же за бесплатно, можно делать постпродакшн. Теоретически. Самое ценное что может дать вам универ - это возможность познакомиться с нужными людьми. На первых порах это очень важно. Плюс статус студента-режиссёра иногда в чём-то может помочь. Например, можно звать в свои работы хороших актёров, которые часто с большой симпатией относятся к студентам и соглашаются сниматься за идею. В целом этот путь, наверное, проще.  
 
Но это не значит, что этот путь единственно верный. Учиться на режиссёра в Питеромоскве - удовольствие не из дешёвых. На те деньги, которые вы потратите на обучение, вы спокойно могли бы снять 10 короткометражек и получить тем самым огромный практический опыт. А это в кино самое главное. Режиссура - это одна сплошная практика. Таким образом, стартанув в одно время со студентом, к тому моменту когда он получит диплом, вы как режиссёр будете на голову его сильнее. Но приготовьтесь к тому, что будет очень трудно. Особенно на первых порах. Вы будете носиться со своими проектами, а на вас будут смотреть как на сумасшедшего. Никто не захочет с вами сотрудничать. Актёры будут сразу вас посылать в мягкой форме. Либо требовать полноценный гонорар. Придётся пробивать головой бетонные стены. Но это отличная школа. Через некоторое время вы приобретёте уверенность, у вас будет своя закалённая в кинобоях команда и вообще широкий круг полезных знакомств. Сразу оговорюсь, что всё выше написанное касается самых обычных людей. Естественно, если у вас мама актриса, а папа снял "Войну и мир", все двери перед вами будут открыты и вы вообще не столкнётесь с очень многими трудностями.
 
Большое число всемирно известных режиссёров никогда и нигде профессии не учились, постигая её азы исключительно на практике. Так что это вполне реальный путь. Я же в своё время поступил в универ, поэтому моя точка зрения - это точка зрения человека с классическим киношным образованием.  
 
2) В каком возрасте лучше идти учиться на режиссёра?
 
Точно не сразу после школы. В противном случае вы бездарно потратите 5 лет жизни и огромную кучу денег. Уважаемые 18-летние абитуриенты, поймите одну простую вещь. Режиссёр - это менеджер. Он управляет людьми. Для того чтобы управлять людьми, нужно иметь большой жизненный опыт. Да не только для этого. Режиссёру в принципе нужно иметь большой жизненный опыт. Как вы собираетесь конструировать жизнь на экране, если вы этой самой жизни ещё не знаете? Всё, больше не буду ничего писать. Просто поверьте мне, двадцатилетний тинейджер, пытающийся командовать взрослыми людьми, выглядит жалко.  
 
Правильнее всего получить первое высшее, поработать по специальности. Если мечты о кино никуда не делись, то тогда можно попробовать поступить в СПбГУКиТ или ВГИК. Ещё есть ВКСР. Вот три учебных заведения куда стоит поступать. Другие варианты даже не рассматривайте. Хорошо, если на момент поступления вам будет лет 30. Я поступил в 23 года и оказался самым младшим в группе из 15-ти человек. Сейчас думаю, что лучше бы я поступал лет в 25. Смысл в том, что на момент поступления вы должны быть взрослым человеком с устоявшимся мировоззрением. Раньше поступать бесполезно. Может быть, и поступите, конечно. Но зачем?
 
3) Кому имеет смысл поступать?
 
Если вы любите кино и считаете, что вам есть что сказать людям, то поступайте на здоровье. Может быть, вы чего-нибудь и добьётесь. Важные качества: амбициозность, стрессоустойчивость, умение договариваться с людьми, умение адекватно воспринимать критику, жёсткость, цепкость. Вот что сходу пришло в голову.  
 
Важный момент. Второе высшее образование в РФ - всегда платное. Учиться на режиссёра очень дорого. Я категорически не советую параллельно учиться и работать. Вы должны быть полностью сосредоточены на учёбе. Смотреть всё что задают, читать как можно больше. Ходить на выставки, прописаться в Доме кино и тд. Я совмещал работу с учёбой и постоянно чувствовал, что очень многое не добираю. А ваша задача - взять максимум из того что дают. Мораль: вам нужно накопить столько денег, чтобы хватило на оплату учёбы, на съёмки учебных короткометражек и на жизнь в течение нескольких лет. То есть вам нужен минимум миллион. Адекватно оценивайте свои возможности.  
 
По поводу того, что режиссура - это чисто мужская профессия. Я не сексист, но в целом согласен с этой точкой зрения. Если вы женщина, то вы, конечно, можете добиться успеха в профессии. Примеры есть. Но для этого вы должны обладать мужскими качествами. Женщине-режиссёру намного сложнее, чем мужчине. Вы уверены, что потянете? Точно могу сказать, что если вы пишете стишки про несчастную любовь, рисуете бабочек в альбомах и каждый раз плачете на финальной сцене "Титаника", то вам в этой профессии делать нечего.
 
Вступительного конкурса бояться не надо. Сейчас не советские времена. У нас был, кажется, 4 человека на место. Но среди тех кто подавал документы было много откровенно лишних людей. Так что, если вы адекватный человек, велика вероятность, что вы поступите.  
 
4) Как проходит учёба?
 
Учёба проходит в форме творческой мастерской. Это значит, что у вас будет мастер, к которому вы собственно и поступали. Это, как правило, уважаемый режиссёр. С мастером вы будете встречаться в лучшем случае раз в неделю. Он прочитает вам вводный курс, расскажет миллион киношных баек. Потом у вас пойдут учебные работы и всё взаимодействие с мастером сведётся к бесконечному показу и обсуждению того, что вы там наснимаете. В остальном учёба мало чем отличается от учёбы на любой другой специальности. Правда, есть ещё предмет Актёрское мастерство. Там нужно будет много репетировать на сцене. И в качестве актёра, и в качестве режиссёра. То есть часто нужно будет ездить в актовый зал почти на целый день. Я этого терпеть не мог. Я человек не артистичный, поэтому выступления на сцене для меня часто были пыткой и борьбой с самим собой. Плюс я ещё и театр недолюбливаю. Так что, если вы как и я интроверт, готовьтесь к тому, что в каких-то моментах придётся ломать себя.  
 
За время учёбы нам нужно было снять три фильма. Первый - совсем короткий. Там не обязательно было звать оператора и художника. В качестве актёров можно было привлекать однокурсников. Это так, баловство. А после него уже нужно было снять курсовой и дипломный фильм. Вот там всё по-взрослому. Оператор, художник, звукорежиссёр, гримёр, профессиональные актёры. А теперь, внимание, сюрприз! Снимать всё нужно будет за свой счёт. Для тех кто не в курсе, сообщаю, что съёмки кино - это очень дорого. Даже с учётом того, что все в вашей съёмочной группе, скорее всего, будут работать за бесплатно, бюджет получится немаленький. На семиминутную курсовую работу я потратил порядка 60 тысяч. На диплом, который я сейчас монтирую, уже ушло тысяч 70. А мне ещё озвучку и цветокоррекцию делать. Хорошо, если не выйду за 100 тысяч.  
 
Второй сюрприз - организацией съёмок вам нужно будет заниматься самостоятельно. То есть представьте, вы всего год учитесь на режиссёра. Ещё никого не знаете, ничего не сняли. Наступают летние каникулы. За июль и август вам нужно снять курсовую работу. В сентябре она уже должна быть. И вот вы лихорадочно собираете съёмочную группу, договариваетесь с актёрами, ищете локации, платите очень много денег... И это я ещё забыл рассказать про поиск сценария. Работа со сценаристом для многих превращается в целую эпопею, когда тратится очень много времени и нервов. Но мне в этом плане, правда, повезло. Вы ещё ничего не знаете и не умеете, а вам уже кино снимать и от вас зависит что получится в результате. Люди на вас надеятся. Ведь все рассчитывают на то, что проект будет удачным. Никто не будет делать скидку на то, что вы зелёный новичок. Это огромная ответственность. Хорошо, если после съёмок вам не стыдно будет смотреть в глаза этим людям. Короче, вы испытаете сильный стресс. Мягко говоря. Думаете почему режиссёры снимают в лучшем случае по одному фильму раз в 3-4 года? Два месяца снимаешь, потом три года в себя приходишь.
 
5) Фестивали
 
Сняли что-то - отправляйте на фестиваль. Я свою курсовую не отправлял никуда, потому что понимал, что вряд ли она что-то выиграет. Я максималист и участие ради участия меня мало интересует. Но, наверное, это неправильно. Режиссёр должен быть тщеславен. Нужно уметь быть везде. Стараться заявить о себе всеми возможными способами. В России море всяких фестивалей. Можно снять короткометражку и потом целый год показывать её в разных городах. Надеюсь, диплом получится неплохим. Хотелось бы пофестивалить немного, повариться в этом.  
 
На фестивалях можно познакомиться с кучей интересных людей. Если повезёт, то сможете завязать полезные знакомства. Но не думайте, что победа на каком-нибудь фестивале обеспечит вам последующее трудоустройство. Таким образом, я вас плавно подвожу к следующему пункту.
 
6) Режиссёры никому не нужны
 
Операторы, звукорежиссёры, художники завалены предложениями начиная, наверное, курса с третьего. Они просто нарасхват. Для них всегда много работы и они не пропадут. С режиссёрами ситуация прямо противоположная. Вы получаете диплом и уходите в никуда. Никто о вас не знает, вы никому не нужны. Можно ходить по студиям, показывать продюсерам своё портфолио. Но тут как повезёт. Если у вас нет связей, то вероятность найти работу равна нулю. Режиссёр должен сам себе организовывать работу. Но далеко не каждый сможет вот так вот ходить и навязывать себя незнакомым людям. Я лично считаю это унизительным. Но так обстоят дела.
 
Кстати, когда я говорю о работе, то я имею в виду вовсе не художественное кино. Об этом вообще забудьте. Клипы, реклама, презентационные ролики, сериалы и тд и тп - вот ваша потенциальная работа на долгие годы. Не забывайте о том, что российской киноиндустрии не существует. У нас нет конвейера. Съёмки любого полнометражного фильма - это единичные проекты. Можно порадоваться за людей, которые смогли найти финансирование. Это я к тому, что в России невозможно быть только кинорежиссёром. Нужно снимать всё подряд. Иначе вы умрёте с голоду...
 
Пора закругляться. Хотел написать об очень многих вещах. В итоге не осветил и половины того что хотел. Устал. Кроме того, боюсь что будет ну очень многа букаф и у народа взорвётся мозг. Просто подытожу. Выбирая карьеру кинорежиссёра, готовьтесь к тому, что вы потратите годы жизни, кучу денег и нервов на получение образования. При этом никто не гарантирует ваше дальнейшее трудоустройство. Не стоит списывать со счётов вероятность того, что вы бездарь и вы навсегда застрянете на дешёвых сериалах. Режиссура - она для безнадёжно влюблённых в кино. Вы уверены, что это ваше? Оно вам надо? В офисе оно как-то понадёжнее будет...
 
 
П.С. Я начал вести свой паблик: http://vk.com/eto_bylo Периодически пишу там на тему кино. Вступайте, если вам эта тема интересна. Не сочтите за рекламу. Я ничего не продаю. Просто раз уж я трачу целый день на написание поста, то хотелось бы, чтобы его хоть кто-нибудь прочитал.

Всего записей: 2 | Зарегистр. 15-09-2013 | Отправлено: 12:52 15-09-2013
Открыть новую тему     Написать ответ в эту тему

На первую страницук этому сообщениюк последнему сообщению

Компьютерный форум Ru.Board » Общие » Музыка и Кино » Вся правда о российском кинообразовании


Реклама на форуме Ru.Board.

Powered by Ikonboard "v2.1.7b" © 2000 Ikonboard.com
Modified by Ru.B0ard
© Ru.B0ard 2000-2024

BitCoin: 1NGG1chHtUvrtEqjeerQCKDMUi6S6CG4iC

Рейтинг.ru