Говорят, есть звуки, которые и мертвого из могилы поднимут. Создавая группу Dead Can Dance, ее основатели Брендан Перри (Brendan Perry) и Лайза Джеррард (Lisa Gerrard) явно метили не ниже. Стоило ли называть свою команду "Мертвые могут танцевать", не имея для этого веских музыкальных оснований? Трогательные и мечтательные песни об утраченной красоте, о вдохновении и доблести, о тщетности и печалях человеческой жизни - это основная тематическая "фокус-группа" австралийской команды. Что касается стилистики, то здесь амбиции музыкантов простирались очень далеко - как во времени, так и в пространстве. Современность привлекала их не меньше, чем далекое прошлое, например эпоха Средневековья и Ренессанса. А европейский фольк был такой же важной составляющей их музыки, как и экзотические ритмы и космополитический эмбиент. Мелодии 300-600-летней давности бережно адаптировались ими к современным ритмам и переплавлялись в фирменное блюдо Dead Can Dance, подаваемое под грифом "этнический фьюжн". За пятнадцать лет существования Dead Can Dance через группу прошли десятки людей. Но какие бы бури ни бушевали вокруг, неизменным оставался костяк из двух композиторов и музыкантов - вокалистки Лайзы Джеррард и гитариста/вокалиста Брендана Перри. Брендан родился в Лондоне в 1959 году в семье англичанина и ирландки. Школьное образование он заканчивал уже в Окленде, Новая Зеландия, куда семья переехала в надежде на новые перспективы. Его первыми учителями по классу гитары были полинезийские музыканты, преподававшие в католической школе, где он учился. Отслужив в армии, перепробовав немало разных занятий, в том числе и профессию учителя младших классов, Брендан отдал предпочтение музыке. До того как стать отцом-основателем Dead Can Dance, Перри играл в другой австралийской группе, Scavengers. В этом панковском формировании он числился на правах лид-вокалиста и бас-гитариста. Но несмотря на все старания Перри сотоварищи, добиться рекордингового контракта и даже регулярных живых выступлений им так и не удалось. В 1979 году группа переехала в Мельбурн, Австралия и поменяла название на Marching Girls. Правда, от этого мало что изменилось. В 1980 году Перри ушел из Scavengers, чтобы попробовать себя в другом направлении. Он начал самостоятельно экспериментировать с электронной музыкой - склеивал пленки всеми мыслимыми способами, испытывал самые разные сочетания и наложения ритмов. И в 1981 году был вполне готов возглавить собственную команду, которую назвал Dead Can Dance. В списке первых сооснователей значились также: Лайза Джеррард, Пол Эриксон (Paul Erikson) и Саймон Монро (Simon Monroe). На этот раз Перри сопутствовала удача. Уже через год квартет подписал договор с лейблом 4AD и занялся подготовкой дебютного альбома. На это ушло немало времени. Музыканты переселились в Лондон, осваивались в новой обстановке, искали новых коллег, поскольку Эриксон и Монро уже через несколько месяцев ретировались. Дебютная пластинка "Dead Can Dance" вышла только весной 1984 года и включала песни, над которыми Джеррард и Перри работали последние три года. Их раннее творчество носило подражательный характер, они многому учились у Cocteau Twins и Cure. Это не лишало диск "Dead Can Dance" всех его несомненных достоинств: красивая «мерцающая» гитара, разнообразие ритмов, вкрапления экзотической перкуссии, но самое главное - переплетение двух богатых, колоритных вокальных линий. Конверт пластинки украшала ритуальная маска из Новой Гвинеи. С тех пор обложки их дисков традиционно населяли странные фигуры, ритуальные предметы, загадочные образы (в том числе и работы самого Брендана Перри). Осенью того же 1994 года вышел первый альбом This Mortal Coil под названием "It'll End in Tears", на котором были представлены два трека Dead Can Dance. А вскоре появился и их новый загадочный ЕР "Garden of the Arcane Delights" ("Сад тайных желаний"). В 1985 году квартет выпустил второй лонг-плей "Spleen and Ideal". Именно с него начинается "эпоха европейского Средневековья" в их творчестве, с которой до сих пор так часто ассоциируется творчество Dead Can Dance. Альбом звучал так, словно записывался в огромном соборе. Латинские цитаты, торжественные припевы, таинственные названия песен ("De Profundis", "Enigma of the Absolute", "Avatar", "Ascension" и т.д.) создавали эффект присутствия на древнем религиозном обряде. "Spleen and Ideal" хорошо принимали на родине команды, в Австралии, но еще лучше - в Великобритании, где он неожиданно финишировал на второй строке инди-чарта. Почти два года музыканты хранили относительное молчание. В 1986-м они издали только две новых песни, которые вошли в сборник "Lonely Is an Eyesore", подготовленный лейблом 4AD. В конце 1987 года команда выпустила третий альбом "Within the Realm of a Dying Sun". Он примечателен тем, что две половины пластинки Лайза Джеррард и Брендан Перри записывали отдельно. Блеснуть вокальным мастерством смог каждый, но Лайза удивила сильнее. Огромное впечатление производило это густое варево из цыганских танцев, арабских мелодий, классических струнных, многочисленных духовых и даже музыки Вагнера и Лейбаха. Через год был издан еще один достаточно яркий диск "The Serpent's Egg" (1988). Лучший номер на альбоме, "The Host of Seraphim", в котором от вокального диапазона и экспрессии Джеррард просто волосы на голове шевелятся, позднее прозвучал в нескольких фильмах. А между тем музыканты уже готовились совершить первый экскурс в кинематограф. Dead Can Dance не только написали саундтрек к картине "El Nino de La Lunaand" режиссера Августина Вилларонгаса (Agustin Villarongas), но и делегировали Лайзу Джеррард для съемок в главной роли. Это был ее актерский дебют. В 1990 году вышел пятый студийный альбом "Aion". К этому времени Dead Can Dance уже возглавили список самых успешных коллективов в истории лейбла 4AD. Еще одна большая удача группы, LP "Aion" продолжил музыкальное путешествие в далекое прошлое: композиция "Saltarello" основана на итальянском танце 14 века, а загадочная песня "The Song of the Sibyl" родилась из каталонской мелодии 16 века. Этот релиз группа решила - впервые - поддержать гастрольным туром по Соединенным Штатам. Новички вызвали искренний интерес американских меломанов и заслужили массу лестных отзывов в прессе. Так что еще много месяцев команда жила по принципу "себя показать, на людей посмотреть". Они объездили изрядное количество фестивалей и участвовали в разнообразных театральных постановках. Один из самых необычных театральных опытов - музыкальное сопровождение к трагедии Софокла "Царь Эдип". В 1991 году в США вышел первый релиз Dead Can Dance - компиляция лучших треков "A Passage in Time". В начале 1993 года музыканты еще раз помогли кинематографу - написали саундтрек к американскому фильму "Baraka", а затем подготовили две песни для альбома Гектора Зазу (Hector Zazou) "Sahara Blue". Осенью 1993-го австралийцы завершили работу над новым лонг-плеем "Into the Labyrinth". Джеррард и Перри готовили новый материал в разных уголках земного шара - в Австралии и Ирландии, где они обосновались несколько лет назад. Причем оба жили в тихих провинциальных городках, что отразилось и в характере записи. "Into the Labyrinth" был опубликован не только в Европе, но и в Соединенных Штатах, где студийные альбомы группы еще не издавались. Dead Can Dance уже 12 лет шли к этому успеху и вполне заслужили его. LP "Into the Labyrinth" вызвал широкий интерес по обе стороны Атлантики, который команда закрепила масштабным мировым турне, изъездив вдоль и поперек Штаты и многие страны Европы. Самые яркие страницы этого внушительного тура легли в основу концертного альбома и одноименного документального фильма "Toward the Within". И диск "Into the Labyrinth", и его концертное отражение "Toward the Within" отметились в американском поп-чарте и возглавили рейтинг Heatseekers. На альбоме был представлен и самый успешный хит-сингл Dead Can Dance - "The Ubiquitous Mr. Lovegrove", финалист горячей десятки рок-чарта США. Паузой после гастролей Лайза Джеррард воспользовалась, чтобы записать свой сольный дебют "The Mirror Pool". Она работала над диском в Австралии, включив в него собственные композиции наряду с обработанными произведениями Генделя и иранскими мелодиями. Это было в 1995 году, а в 96-м у Dead Can Dance был готов новый диск "Spiritchaser", который сопровождался еще одним мировым турне с массой приглашенных исполнителей. Этот "Ловец душ" оказался последним студийным релизом австралийцев. Не делая никаких официальных заявлений, они просто тихо ушли со сцены - разногласия между двумя лидерами команды зашли слишком далеко. Что не помешало им в конце 1998 - начале 1999 года проехать с концертами по Европе и завершить гастроли в Америке. А вот начатый было восьмой студийный альбом так и остался незаконченным. В 1998 году Джеррард издала второй сольный альбом "Duality", написанный и сыгранный с Питером Бурком (Pieter Bourke). В 2003 -м и 2004-м годах вышли еще два ее альбома - "Whale Rider" и "Immortal Memory". Брендан Перри писал музыку для кино, работал с разными командами, помогал начинающим музыкантам, которые казались ему интересными. Он выпустил и несколько сольных дисков, одни из самых известных - "Eye of the Hunter". Последние пополнения дискографии Dead Can Dance - это сборники наиболее важных и еще неизданных записей: "Dead Can Dance 1981-1998" (2001) и "Wake: Best of Dead Can Dance" (2003). А дальше - тишина... |