Syringist
Newbie | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Мираж мечты: Они грелись в лучах ее души. Жадно вчитываюсь в скупые, обрывочные, противоречащие друг другу строки интернет-сайтов, повествующие об эстрадном коллективе «Мираж». Здесь очень много слов восхищения, признательности. На музыкальных страничках форумов встречаю пафосные признания в любви, попытки сравнить вокальное искусство разных солистов этой удивительной группы, споры о том, кто исполнял те или иные песни из репертуара группы. Что заставило меня искать информацию об этой давно утерявшей свою былую невиданную, «стадионную» популярность группе? Конечно же, выход в свет нового альбома этой поистине культовой в свое время группы, с НОВЫМИ песнями, после почти пятнадцатилетнего перерыва. Возникло желание раскопать-таки историю этого музыкального проекта, раскрыть наконец тайну его настоящей солистки и узнать, кому же принадлежит этот ГОЛОС. В течение прошедших пятнадцати лет какая-то продюсерско-концертная деятельность группы с названием «Мираж», конечно, продолжалась, но всё это меня уже как-то не интересовало: не моя страна (я теперь живу за границей), не мои песни, не мои лица и голоса. В свое время, еще учась в школе, я заслушивался дивным, чарующим голосом той, что пела в этой группе. Мне нравились необычные рок-ритмы тех песен. От стремительных, волновых мотивов веяло новизной, «скорпионовским» ветром перемен, песня «Новый герой» для меня смыслово перекликалась с “Wind of Change” популярной тогда же группы «Скорпионз». «Мираж» пришелся «ко двору» в середине восьмидесятых, в эпоху перестройки, когда эстрада, застоявшаяся в собственном соку заказных псевдопатриотических песен и ВИА, наскоро сколоченных из самоучек-«самодельщиков» и вечных студентов, тоже требовала перемен. Именно в это время на сцене возникает новый коллектив с очень заманчивым, хотя и клишированным названием «Мираж» и прекрасной златовласой солисткой Натальей Гулькиной, к которой позднее присоединяется еще одна красивая и стильная девушка Светлана Разина. Впоследствии выяснилось, что Разина не принимала участия в записи альбома, а только открывала рот на концертах, которые всегда шли под фонограмму. Потом на моей памяти Гулькина вместе с мужем записывает свой альбом под коммерческим названием «Звёзды». Самую известную песню группы, «Дискотека», как нетрудно догадаться, крутили на всех тогдашних дискотеках. Светлана Разина вместе с другим участником группы оставляет коллектив и записывает новый альбом, основав новую группу «Фея». «Мираж» остается без солистов и без танцоров-имитаторов, которые тоже разбежались по своим «сольным» проектам, заработав на липовых гастролях немалые деньги. В «Мираже» появляется новая солистка - Татьяна Овсиенко, которую взяли из гостиничной обслуги сначала как костюмершу, а потом вывели на сцену в качестве танцовщицы, когда не хватало людей. Ей и достается вся слава, упавшая на коллектив, словно манна с небес. Ни Гулькина из первого состава группы, ни Ветлицкая из второго не могли мечтать о той популярности, которая была у «Миража» в последние годы безвозвратно уходивших восьмидесятых с их духом свободы и перемен. Овсиенко «поет» песни второго альбома, «Снова вместе» (вы, наверное, помните такие хиты всех времен, как «Новый герой», «Музыка нас связала», «Я больше не прошу» и другие), но, как ни странно, тем же голосом, которым ранее Разина и другие певицы «исполняли» песни из первого альбома «Звёзды нас ждут» («Видео», «Эта ночь»). Теперь о главной теме моего эссе – О ГОЛОСЕ. Тут мне почему-то вспоминается довольно известный советский фильм «Голос» (1982) с великолепной актрисой Натальей Сайко в главной роли. Не буду пересказывать содержания, но в двух словах, это фильм о судьбе талантливой актрисы Юли, которая вынуждена оставить профессию, потому что умирает от неизлечимой болезни. Но ей нужно еще успеть закончить работу над картиной, где она играет главную роль. Снят только черновой вариант, картина не закончена и не озвучена. Юля забывает о болезни, работает до последнего, но так и не успевает доозвучить отснятые части и закончить работу над ролью в эпизодах. Фильм урезают и снимают только финальную сцену, где играет другая актриса, которую, кажется, взяли просто с улицы. Всё это почему-то напомнило мне ситуацию с голосом «Миража», когда настоящий талант был забыт и оставался безвестным, а в лучах его одаренности грелись, да и продолжают это делать совсем другие люди, которые, возможно, даже не имеют отношения к настоящему искусству. Теперь, кажется, справедливость будет восстановлена, потому что имя той, что пела в «Мираже», после стольких лет умалчивания и лжи, наконец-то стало достоянием гласности. Это Маргарита Суханкина-Маруна. При всем уважении к Наталье Гулькиной, которая исполнила пять из восьми песен первого альбома (остальные - Суханкина), разве можно сравнивать ее голос с голосом Маргариты Маруны? А многие это делают, говорят что их голоса очень похожи. Первая даже вокалу нигде специально не училась. У второй за плечами школа классического оперного пения (класс вокала Московской консерватории), многолетняя работа в оперных постановках не только в России, в Большом театре, но и в других странах мира. Даже находясь в самом начале своей певческой карьеры, она смогла спеть песни для трех альбомов группы «Мираж» так профессионально с точки зрения вокального искусства и так душевно, что энергетический заряд удивительного и, не побоюсь сказать, неповторимого тембра ее голоса, меццо-сопрано, оставлял неизгладимое впечатление в душах многих людей. К сожалению, в общей ситуации экономического хаоса и правового беспредела удивительным голосом Маргириты Маруны воспользовалить люди, нечистые на руку и те, что впоследствии стали эстрадными звездами первой величины в России – Татьяна Овсиенко, Ирина Салтыкова, Наталья Ветлицкая. Список можно продолжить. Они выходили на сцену в качестве танцовщиц-имитаторов чужого голоса, вернее сказать, «подтанцовщиц». Вспомните: «Мираж-3», «Мираж-11», гастроли по стране одновременно нескольких групп под «брендом» «Мираж», открывание рта невпопад под студийную фонограмму человека, который не станет поднимать вопрос об этом из страха испортить себе оперную карьеру. Все это было возможно в стране, где не существовало понятия «авторское право». Ох, уж лучше бы они танцевали на сцене, открывая рты, как рыбы, чем начинали петь! Не хотелось бы говорить здесь о негативных вещах, но их не вычеркнешь из истории группы и всей русской песенной эстрады. Татьяна Овсиенко была уличена в том, что она попросту не умеет петь и в концертах используется фонограмма другой певицы (это была фонограмма Маргариты Маруны). После того, как ей пришлось покинуть сцену в качестве солистки группы, у нее, однако, хватило смелости (а вероятно, и сильных покровителей-спонсоров, прежде всего, в лице ее мужа Владимира Дубовицкого, бывшего мужа Ирины Аллегровой) продолжить свою эстрадную карьеру в ипостаси солистки. Теперь она уже была вынуждена петь своим голосом. Звучало это довольно удручающе. Впрочем, и общая ситуация на российской эстрадной сцене способствовала и продолжает способствовать тому, что на ней царят музыкально малограмотные старлетки и даже полные бездарности. История продолжается. В новом «Мираже» на сцену продолжает выходить одна из танцовщиц-имитаторов старого состава 1988 года, Екатерина Болдышева, которая, как вы, наверное, уже догадались, читая эти строки, исполняет уже новые песни под «фанеру», то есть голосом Маргариты. Всё это тоже было и об этом следовало упомянуть. Но всё это теперь уже неважно. Кто это будет помнить? Остается и, я уверен, останется еще надолго голос Маргариты Маруны, который стал новой вехой, путеводной звездой в развитии русского вокального искусства. Синтез разных жанров, тем более, таких непохожих, как опера и эстрада, часто являет на свет вещи, которые можно назвать шедеврами. Думаю, что в данном случае всё так и случилось. Группа «Мираж» заняла достойное место в истории эстрадного жанра в России, и главная заслуга в этом, несомненно, принадлежит Маргарите Маруне, которая так ни разу и не вышла на сцену вместе с этим коллективом. Но голос ее покорил миллионы. |