Есть надежное лекарство от завышенной самооценки и внутреннего пафоса, неизбежных спутников успеха. Это здоровое чувство юмора. Вот уж чего панкам не занимать. Фронтмен Green Day Билли Джо Армстронг (Billie Joe Armstrong), узнав, что его титуловали голосом своего поколения, отреагировал со свойственной ему панковской прямолинейностью: "Все, что я делал - это стягивал с себя штаны, так что я скорее шут своего поколения". Но, как известно, шут шуту рознь. Современные панки - люди обстоятельные и профессионально подкованные, не чета своим предкам из безбашенных 70-х. Юмор у них прицельный, взвешенный, амбициозный, причем настолько, что слушателю порой становится не до шуток. Green Day начали отклоняться от чистокровного панка еще на альбоме 1997 года "Nimrod", удивившем многообразием стилей. Предпоследний диск "Warning" (2000 год) тоже не обнадеживал в смысле своей "чистопородности". Но седьмая студийная попытка "American Idiot" превзошла все допустимые нормы. На родине музыкантов альбом уже успели окрестить рок-оперой, и если отталкиваться от его разнопланового, скрупулезно выверенного, концептуального наполнения, то возразить критикам нечего. Green Day всегда отличались повышенным интересом к панк- и рок-наследию 70-х и 80-х, на этот раз в фокусе их непосредственных интересов оказались концептуальные альбомы The Who "A Quick One" (1967) и "Tommy" (1969). Истоки "American Idiot" можно отыскать и поближе к нам - в политизированных работах Clash и американском хардкоре 80-х, не жалевшем темперамента для критики режима Рональда Рейгана. "Американский идиот" - это не снисходительно высокомерный диагноз не очень умным гражданам самой богатой страны в мире, это и взгляд на себя со стороны, и проблемный срез по-своему больного общества, переживающего новую эпидемию фобий после терактов 2001 года. Музыкально, стилистически, эмоционально альбом отличается совсем не панковским разнообразием. Хотя характерные скоростные гитарно-барабанные пробежки и незамысловатые мотивчики, надо отдать им должное, никуда не делись. Но "шутовская" среда обитания Green Day расширилась до мускулистого и при этом достаточно лиричного рока, просторных балладных проигрышей, вдумчивого альт-рока, вкраплений этнических барабанов, колокольного перезвона и военизированных маршей. Не говоря уже о двух эпических супертреках "Jesus of Suburbia" и "Homecoming", где в пределах 9-минутного звукового коллажа можно найти все перечисленные стили и даже немножко больше (мелодичный гитарный рок, романтичные вокальные рулады под рояль, залихватский рок-н-ролл). Если "American Idiot" и панк-опера, то скорее с уклоном в панк, а не в оперу. Нестандартная работа с частоколом вполне однотипных аккордов, негустым запасом мелодий, пронизанных ритмической шрапнелью, и почти непрерывно атакующим вокалом. Зато с обилием веселых, спонтанных и очень тонизирующих нарушений панковского регламента. За это раздолбайское отношение к правилам и канонам мы их и любим. Оценка: 7/10 Трек-лист: 1. American Idiot 2. Jesus of Suburbia 3. City Of The Damned 4. I Don't Care 5. Dearly Beloved 6. Tales Of Another Broken Home 7. Holiday 8. Boulevard Of Broken Dreams 9. Are We Waiting 10. St. Jimmy 11. Give Me Novacaine 12. She's a Rebel 13. Extraordinary Girl 14. Letterbomb 15. Wake Me Up When September Ends 16. The Death Of St. Jimmy 17. East 12th St. 18. Nobody Likes You 19. Rock and Roll Girlfriend |